Список разделов -> Компьютерное железо: «ИБП PowerMust2012 USB что взрывает мосфеты?»
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
UPS powerMust-2012 (без LCD) USB
По 3 банки в каждой из 2-х АКБ вздуты.
Заменил АКБ. Напряжение у новых было 12,4+12,4=24,8 В.
Вроде все работает, но яркость у лампы 75Вт была явно меньше, чем при работе от сети и через 4 сек выключился. Повторный запуск от АКБ - 2 сек. и сигнализирует, что разряжена АКБ
Оставил заряжаться на ночь (7ч). Утром удивился - индикатор зарядки светиться, вроде должен за 4-5 ч зарядиться. Не подключая нагрузки и не нажимая кнопку Вкл/Выкл выдернул вилку из сети. Щелкнули релюшки, через секунду "выстрелил" корпус транзистора, запах горелой пластмассы, я сразу нажал Выкл, через секунду после этого еще один щелчок, послабее второго транзистора.
Вечером посмотрел и снова удивился:
АКБ целая, 25,8 В. От Q6 одни ошметки и черный налет сажи на всех элементах около. У Q1 тоже видна подложка, но кусок корпуса не горел и валялся рядом. Еще у 5-ти полевиков КЗ сток-исток и у некоторых из них КЗ затвор-сток-исток, но корпуса целые. Q5 остался целым, что сильно настораживает.
3205 купил на AliExpress.com. А пока будут "идти" впаял целый 3205 на поз. Q8, а на Q7 Q6 Q5 впаял IRFZ14 (9А). С21 впаивать на место поленился. Померял емкость АКБ, разрядив её на 2 галогенки 12V 20W в течении 2 часов до 11,8 В. Эти же галогенки повесил в (+)-вую цепь АКБ вместо предохранителя. Вроде опять все нормально, передергиваний не боится, релюшками щелкает, от АКБ не работает, сигнализирует, что разряжена АКБ. Опять оставил на ночь. За 8ч напряжение при токе заряда 0,37А поднялось до 26,8 В. Понажимал Вкл/Выкл. При включении сигнализирует, что заряжает АКБ.
А дальше вообще чудеса:
Выдергиваю вилку. 2 секунды ничего (уже собирался мерять напряжение на выходе), но тут начинают плавно набирать яркость лампы "предохранителя" в течении еще 2 сек и раздается "выстрел" корпуса транзистора Q6. Корпус развалился на 3 части и подложка видна. Q5 в КЗ, остальные целые. Железо магнитопровода силового трасформатора нагрелось сильно, где-то больше 60 град.Ц. (в 220 трансф-р включен постоянно при работе от сети) за 5 сек такую махину не нагреешь, может за ночь нагрелся?
Вот объясните мне кто-нибудь, неужели энергии конденсатора 2200 мкФ 26,8 В хватает, чтобы разнести в щепки корпус транзистора или откуда ещё берется ток или напряжение, которое палит и взрывает полевики на 9А (100А+100А) и с защитой от обратного напряжения -1 В и прямого перенапряжения + 50 В ? Если IRFZ14 прекрасно коммутирует эти 2 галогенки даже без радиатора. Может чудеса начинаются, если их коммутировать Мега Герцами? Поделитесь соображениями. (и кстати, если у кого есть схема сия чуда - киньте ссылочку плизз)
|
00:59 08-12-2016
|
|
|
Дядя Боря
Старый Кот
Откуда: г.Томск Сообщений: 8877 Регистрация: 31.03.2004
|
mantiss2 : |
откуда ещё берется ток |
Из аккумуляторов, вестимо...
И почему вы решили, что замена стоампереных полевиков (3205) на десятиамперные (Z14) эквивалентна? Даже для холостого хода это не эквивалентно будет, сильно разные у них сопротивления открытого канала...
_________________ Старый Кот |
02:31 08-12-2016
|
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
хммм... я не только холостой ход собирался проверить, я еще и нагрузку в 60..75 Вт собирался повесить ) 25В х 10А х 0,85 КПД - 200Вт должно было тянуть без проблем. Но если уж 200А не хватило для холостого хода то тогда конечно... какие уж тут 60? Сопротивление холодных нитей накала двух ламп всего 1,5 Ома и быстро лампы не раскаляются. А с работой на индуктивность явно некие проблемы. Стало быть Вы гарантируете, что 100 амперные мосфеты с лампами не вылетят даже при неправильном управлении?
|
01:54 10-12-2016
|
|
|
Дядя Боря
Старый Кот
Откуда: г.Томск Сообщений: 8877 Регистрация: 31.03.2004
|
mantiss2 : |
Вы гарантируете, что 100 амперные мосфеты с лампами |
Да почему я должен что-то гарантировать? Аппарат то у вас, я его даже не видел. Просто обратил ваше внимание на неэквивалентность, и даже недопустимость произведённой вами замены. И самое коренное отличие этих полевиков - сопротивление открытого канала, которое у Z14 - 200 миллиОм, а у 3205 - всего 8! То есть потери на транзисторах больше аж в 25 раз будут. А аккумулятору выдать 100А - да запросто, посмотрите на номинал предохранителя, что у вас стоит последовательно с акком. Причём это на длительный ток номинал...
_________________ Старый Кот |
02:12 10-12-2016
|
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
спасибо за участие.
в том то и прикол, что от АКБ два провода идут прямо в плату впаяны в пол пальца толщиной каждый и между собой соединены таким же толстым куском. Нету никаких предохранителей. А на плате еще и куча перемычек для увеличения токопроводимости напаяна. Скажите по-простому - Вы считаете, что управление работает не правильно и вгоняет индуктивность в насыщение, после чего вылетают сначала в КЗ (один за другим) оба мосфета одного плеча моста (верхнего правого по рис.) при этом нижний левый остается жив, потому, что 100А-ый, а верхний правый просто не успел взорваться. В следующем такте, когда должны открыться верхний левый и правый нижний - правый нижний уходит в КЗ. Ну а потом взрывается правый верхний. Так что ли?
|
13:27 11-12-2016
|
|
|
Дядя Боря
Старый Кот
Откуда: г.Томск Сообщений: 8877 Регистрация: 31.03.2004
|
mantiss2 : |
Нету никаких предохранителей. |
Да не может быть. На плате гляньте. Вы не автомобилист? Если автомобилист, то увидеть должны - предохранители такие же, как в авто, впаяны в плату.
Все остальные ваши рассуждения, хмм... какие-то для меня невнятные, так как у меня нет никакого рис. перед глазами. И про насыщение - оно будет, если трансформатор неисправен (с витковым К.З.). Проверить просто - отсоедините транс от платы, и подайте ему на сетевую обмотку 220В. Лучше через предохранитель ампера на три. Должно держать, на аккумуляторной обмотке должно быть напряжение вольт 20, однако. Можно и холостой ход померить, ток в обмотке не должен быть более 100 мА (скорее всего будет много менее). Если есть ЛАТР, увеличьте до 240В и более, замеряя ток ХХ.
А почему изначально полевики сгорели - скорее всего из-за недостатка напряжения аккумуляторов. Не хватило напруги на затворах, повышение сопротивления канала, перегрев и сгорание. Но это - всего лишь моё предположение... а не бесспорная истина.
_________________ Старый Кот |
18:57 11-12-2016
|
|
|
прохожий
*******
Откуда: Тюмень Сообщений: 1859 Регистрация: 18.03.2005
|
mantiss2, Коль вы не знаете принципов работы ИБП то не надо рассуждать про теорию процессов, сначала надо, как минимум, иметь схему перед глазами. В вашем положении после сгорания полевиков надо заняться тотальной проверкой всех прилегающих к ним элементов и только после замены всех сгоревших пытаться включить с полевиками и полевики должны быть как минимум адекватными по току и напряжению, а если включится то смотреть на сопротивление открытого транзистора, а то будут греться.
P.S. трансформатор на К.З. проверить просто: включаешь его в сеть через лампочку 200вт, если она не загорается, то транс нормальный, если загорелась, то есть К.З. обмоток.
|
09:01 12-12-2016
|
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
Всем привет! чтобы знать как выглядят предохранители на 50 и 20А, применяемые в л/автомобилях не обязательно быть автомобилистом. Предлагаю поискать ИХ на предоставленных фото
транс проверял... первым делом. тама всего 2 обмотки: автотрансформаторная и инверторная. и лампа как раз была 200 ВТ
вот рез-ты:
в ИБП силовой транс Z41-040041-00G S=36x60мм
229В на желт-черный через лампу 220В-200Вт:
на лампе 10В
на трансе 211..214В
на кр-черн - 12,3..12,5В лампа не светиться, но греется
229В на синий-черный через лампу 220В-200Вт:
на лампе 31+-1В
на трансе 203В
на кр-черн - 13,5..13,8В лампа светиться
не думаю, что на инверторной д.б. 20В переменки
и ток реактивный будет больш 100 мА, хотя ваттметр есть, могу померять и ток потерь
но за 20 мин ни обмотки ни сердечник не нагрелись
принципы работы ИБП конечно же изучил То, что спецам не нужна теория может конечно и к лучшему. сгоревших деталей не нашел (пока) (про 7 полевиков рассказал). Проверять сотню SMD керамич.конд. не представляю как. половину схемы или чуть больше нарисовал. источника отрицат напряжения нет! токо 12 из 25 (радиатор ИМС стаб-ра явно линейного потемнил текстолит) и 5 из 12 вообще без радиатора - в норме. электролитов, ответственных за управление полевиками пока не нашел. дорисую схему датчика выходного напряжения - может там что окажется.
Если я вдруг захотел вместо киловатного ИБП сделать себе на 60ВТ, то почему я не могу впаять 10-ти амперные мосфеты? если палить так уж дешевку мое имхо - для нагрузки 60Вт они АДЕКВАТНЫ!
пока не понял есть ли датчики тока моста инвертора...
спасибо всем за участие[/url]
|
23:19 19-12-2016
|
|
|
Дядя Боря
Старый Кот
Откуда: г.Томск Сообщений: 8877 Регистрация: 31.03.2004
|
mantiss2, Ну, у вас явно, хммм, не очень хороший трансформатор. На холостом ходу на лампе, последовательной с обмоткой, не должно быть вообще никакого падения напряжения... Если только это у вас не холостой ход, то есть инверторная обмотка к чему-то подключена? А ток потерь и так можно посчитать, грубо, правда, сопротивление лампы очень нелинейно. Но всё-таки, если она уже светится, то сопротивление будет почти как у полного накала. То есть, сопротивление нагретой лампы 200 Вт примерно 240 Ом. Падение 31В. Ток будет, соответственно, 0,13А. Мощность на холостом ходу - примерно 30 Вт. На самом деле - гораздо больше, так как сопротивление недокаленной лампы значительно меньше. Так что массивный трансформатор нагреется, через часок будет горячим.
Ну и вот про это:
mantiss2 : |
мое имхо - для нагрузки 60Вт они АДЕКВАТНЫ! |
Вы поставили в нагрузку лампу на 60 Вт? А то, что сопротивление нити лампы накаливания в холодном и горячем состоянии отличается в 12-13 раз, вы знаете? То есть при включении лампочка в 60 Вт, хоть и кратковременно, но потребляет примерно 700 Вт, и этого вполне достаточно, чтобы малоамперные полевики успели сгореть.
_________________ Старый Кот |
04:32 20-12-2016
|
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
ну.. в 13 раз это в среднем, у 220В 60Вт холодное сопротивление 63,2 Ома. Нагретое 1,56 кОм и разница 25 раз. А вот динамическое сопротивление ламп никогда не измерял. Вы считаете, что все ИБП имеют жесткую нагрузочную характеристику? и за первые 20/4 = 5 миллисекунд подымают напряжение с 0 до 312 Вольт, лишь ограничивая ток по уровню мощности на пределе максимального? Тогда киловаттный ИБП пытаясь зажечь лампу на 200 Вт будет несколько секунд показывать перегрузку?
а с трансом и правда странно. Подключаю к сети через лампу 200 вт обмотку с проводами черный-желтый (режим стандартный без повышения) на инверторной ничего. Ваттметр показывает 20 Вт, 32 ВАр. Амперметр показывает 0,172..0,184 А. На лампе падает 10,2..10,4 В, что составляет почти 2Вт. Лампа еле теплая и вообще не светиться. Но транс за час и вправду сильно нагрелся 18 ваттами. греется сердечник (обмотки холодные) токами Фуко при гистерезисе (имхо). может это для него нормальный режим. Ведь от передаваемой мощности потери на гистерезис зависеть не будут? так? ну добавиться тепло от обмоток...
а транзисторы вылетели и 2-а по 100А в каждом плече моста и 10-ти амперные при холостом ходе, никакой нагрузки не было
|
19:38 22-12-2016
|
|
|
Дядя Боря
Старый Кот
Откуда: г.Томск Сообщений: 8877 Регистрация: 31.03.2004
|
mantiss2 : |
может это для него нормальный режим. |
Это для экономистов-китайцев нормальный режим. На самом деле это не нормальный режим, а режим с НАСЫЩЕНИЕМ сердечника. Витков не хватает... и сердечник входит в режим насыщения. (как вариант - у вас таки есть КЗ виток в трансе, надо для сравнения транс из исправного аналога взять). Потребление можете глянуть осциллографом - будут тоненькие пики тока на максимумах синусоиды напряжения. (осциллограф придётся гальванически развязывать с сетью, трансформатором по питанию, или применять современный на батарейках) Но эти пики хоть и тоненькие, но весьма велики по амплитуде, в разы больше того среднего тока, который показывает амперметр. Соответственно они и в первичке будут, и если 100-амперные полевики их терпят, перегрузочная способность у них велика, то 10-амперные не вытерпят даже на холостом ходу.
mantiss2 : |
все ИБП имеют жесткую нагрузочную характеристику? и за первые 20/4 = 5 миллисекунд подымают напряжение с 0 до 312 Вольт, |
Да. Это так должно быть в идеале, на самом деле ограничение только временем срабатывания реле.
mantiss2 : |
транзисторы вылетели и 2-а по 100А в каждом плече моста и 10-ти амперные при холостом ходе, никакой нагрузки не было |
В первый момент 10А могли вылететь на КЗ, и уже через них сожгло 100А. В общем, варианты есть... В том числе - и плохое, подгоревшее управление затворами, которое вы не меняли.
_________________ Старый Кот |
19:54 22-12-2016
|
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
нет, не так. стояли 8 шт 3205 100А. сгорели на холостом в течении 3 сек при вытаскивании вилки 220В из розетки (после зарядки нового АКБ). 3205 заказал, еще не пришли. Для эксперимента поставил 4 шт 10А. Повесил на плюс АКБ в качестве предохранителя 2 лампы галогенки 12В 20Вт послед-но. Повторил выдергивание вилки на холостом. спалил 2 шт из 4-х, но не диагональные, а пару подключенную на один конец инверторной обмотки (что тоже весьма странно) Пытаюсь разобраться в нестыковочках, чтобы не палить 3205.
По поводу времени срабатывания реле... А что, все ИБП обязаны отключать нагрузку при перегрузке? Никто из них не снижает выходное напряжение управлением скважности? Или 220 или ничего? Тогда лампу 200Вт точно не сможет зажечь ))
сколько мс и во сколько раз держит превышение 3205 не помню, а вот старые добрые 300 мА-ные Д226Б прекрасно выдерживают пусковой ток холодной лампы на 100Вт в течении 10 лет на площадке коридора. Правда импульсный ток на них не регламентируется и вполне возможно что он держит килоАмперы ))
|
20:36 22-12-2016
|
|
|
Дядя Боря
Старый Кот
Откуда: г.Томск Сообщений: 8877 Регистрация: 31.03.2004
|
mantiss2 : |
Повесил на плюс АКБ в качестве предохранителя 2 лампы галогенки 12В 20Вт послед-но. |
Это ещё одна принципиальная ошибка. Напряжение аккумулятора нельзя ограничивать ничем, иначе вся система управления будет работать неправильно. Одна из неправильностей, к примеру - нехватка напряжения в затворах для открывания, при этом - резкое повышение сопротивления канала, соответственно - резкое выделение тепла на кристалле, и сгорание полевика. Вероятно, например, что первоначальное сгорание произошло из-за уменьшения напряжения на вздутых аккумуляторах.
mantiss2 : |
все ИБП обязаны отключать нагрузку при перегрузке? |
Простейшие ИБП, к которым относится ваш, работает так, как его китайцы сделали, и что пришло в голову им - мне неизвестно. И чинить я его не взялся бы, особенно с таким трансформатором... На выброс... Это мой совет, потому как можно на починку истратить времени (и денег) больше, чем такой новый стоит. Но решать вам...
_________________ Старый Кот |
21:39 22-12-2016
|
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
ничего подобного, после замены АКБ (повторюсь снова) я включил 75 вт в качестве нагрузки в ргозетку ИБП, выдернул вилку, 4 сек лампа горела, но с яркостью меньшей чем от 220, потом щелкнуло реле и лампа погасла. Я повторил то же самое, лампа зажглась на 2 сек. я оставил ИБП включенным в сеть 220 (заряжаться АКБ) и утром получил 2 взорванных 100 амперных полевика в одном плече. Взрывались последовательно с разницей во времени в 1 сек, после выдергивания вилки без нагрузки и 5 с КЗ СИ или СИ обрыв, ЗС КЗ и один выжил.
а за совет спасибо, похоже к этому идет, жаль брат уже потратился на новые АКБ. Потрачу и я 3,5$ на 8 3205, времени много потратил на схему, но м. народу пригодиться
12 вольт для питания драйверов, что в затворах стоят делаются из 24в АКБ, навряд ли 24 до 10 просядет да еще в новом АКБ. м. и вправду из-за старого АКБ что с полевиком одним из 8 произошло
|
22:59 22-12-2016
|
|
|
Дядя Боря
Старый Кот
Откуда: г.Томск Сообщений: 8877 Регистрация: 31.03.2004
|
Как раз с новым то вы и промахнулись. Он свежекупленный, но это вовсе не означает, что он заряженный. Более того, это даже не означает, что он вообще исправный. Если аккумулятор простоял на полке в магазине более полугода после изготовления - он разряжен почти в ноль. Саморазряд - вам этот термин знаком? То есть не надо было включать сразу после замены, надо было минимум сутки продержать на заряде, то есть не выдёргивая 220В.
А если аккумулятор простоял на полке более года - он может и вообще умереть, не восстановившись потом любым зарядным током... Сульфатация при глубоком разряде очень быстро наступает...
_________________ Старый Кот |
23:21 22-12-2016
|
|
|
mantiss2
*
Сообщений: 8 Регистрация: 08.12.2016
|
нашел трабл. выпаял кварц, включил (открыл) Q11. Подключил АКБ через лампы. На затворе Q18 (зарядное) 10,4В. На Q1 и Q2 стояли КП748Б (нет больш Z14) При закорачивании 21 ноги проца на землю плавно набирают яркость лампы в плюсе АКБ. Ток идет через лампы, Q1, диод D3 (инверт-я обмотка и диод D7), дроссель, Q18 и R100-0.24 Ома. Никаких чудес. Только не заметил когда умер ШИМ. При закорачивании 9 ноги проца (управление зарядом АКБ) на землю 10,4В на затворе остается неизменным. Похоже ШИМ умер. При загорании ламп напряжение 12В просаживается до 10. Потыкал раз 5. Не смотря на то, что ламы светятся не в полную яркость и напряжение 12В не падает до 4В (или сколько там до ограничения открытия у полевика) полевик не умер. А ток то у него всего 3.3А ))
|
20:59 25-12-2016
|
|
|
Zheka
**
Откуда: Хабаровск Сообщений: 18 Регистрация: 16.07.2004
|
Судя по твоим рассказам с "фейерверками" и закорачиваниями ног MCU плату можно смело в помойку. А на будущее: на таких дешёвых (одноразовых) бесперебойниках очень низкий уровень проработки схемы (инженерами компании), и, как правило, невысокое качество элементной базы в частности электролитические конденсаторы. Поэтому при замене АКБ видно что они вздутые,а это только из-за неправильной эксплуатации (систематический перегрев, нарушение режимов заряда, ....), нужно провести осмотр платы, выявить места перегрева, устранить непропаи и, самое главное, проверить все электролиты на тангенс угла диэлектрических потерь, т.к. ESR не даёт полной картины о состоянии конденсатора.
_________________ Я не волшебник, я только учусъ ... |
06:34 06-01-2017
|
|
|
Александр (Hook)
Мастер
Откуда: Выборг Сообщений: 3448 Регистрация: 17.08.2004
|
Zheka : |
проверить все электролиты на тангенс угла диэлектрических потерь, т.к. ESR не даёт полной картины о состоянии конденсатора. |
Ой-ой, не надо диспутов. Литы это наше все! А измеритель тангеса - этот прибор точно не для какого либо теста электролитов.
_________________ Не стреляйте в сервис инженера, он чинит, как умеет. |
23:36 06-01-2017
|
|
|
Zheka
**
Откуда: Хабаровск Сообщений: 18 Регистрация: 16.07.2004
|
Александр (Hook), ты лучше дал бы начинающему радиолюбителю какой-нибудь дельный совет по теме, а не мои посты "обсасывал". На счёт прибора: если ты до сих пор меришь ёмкости "цешкой" и не можешь себе позволить даже недорогой LCR-метр, это твоё личное горе
_________________ Я не волшебник, я только учусъ ... |
15:11 08-01-2017
|
|
|
Александр (Hook)
Мастер
Откуда: Выборг Сообщений: 3448 Регистрация: 17.08.2004
|
Zheka, Живите как хотите с литами - ваши половые трудности. Касаемо радиолюбительства, это не по адресу... тут для ремонтников конфа. По теме отправить клиента в сад, ибо смысла ремонта этой железяки = 0.
_________________ Не стреляйте в сервис инженера, он чинит, как умеет. |
04:41 20-01-2017
|
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|