Оффтопик
v 2.1 a  
Имя:  Пароль:  Входить автоматически

Правила конференции
Предыдущая тема | Следующая тема
Список разделов -> Оффтопик: «Ностальгия по парусу»

027
Админ запаса

Откуда:
Волгоград
Сообщений:
3612
Регистрация:
30.03.2004

Чемпионат Волгоградской области 2005


Пятница, вечер. Яхты маневрируют перед стартовой линией, чтобы "пощупать" ветер, и стараются занять наивыгоднейшую позицию к моменту старта. Ветерок слабый, 3-4 метра.
Невероятно красивое зрелище с берега!
Мне не до зрелищ, работаю со стакселем, то разгоняя, то притормаживая лодку по командам капитана. Кэп на руле, идет напряженная тактическая борьба за позицию у левого знака стартовой линии.


Мы выиграли старт! Наш основной соперник, "Фаворит", пытался вытеснить нас на фальстарт, пользуясь правом дороги, но опытный кэп "Графа" Леху нае... кхм... переиграл. :)
Леша Белоконев, капитан "Фаворита", кмс и отчаянный гонщик.

Весь флот позади нас, за исключением полутонника "Ностальгия". На фотке его не видно, он по правому борту. Кто из нас первее, оценить невозможно - идем расходящимися галсами. У маяков увидим.
Маяки обозначают стометровый проход за акваторию аванпорта, огражденного молом. За ними - простор водохранилища.

Вслед за "Фаворитом" идет "Мираж", единственная не местная лодка. Ребята пришли из Камышина погоняться маленько. Это соперник "Ностальгии" и "Вояжа" - во-он, светло-зеленый корпус, едет поперек нашего курса прямиком в тактическую ошибку. :gigi:
Ошибка не в том, что "поперек", это так кажется отсюда. Мы все идем в лавировку, ветер дует из маяков строго в лоб флотилии.
Туда, к шлюзам, поперлись еще три-четыре яхты, заехали в "кисляк" и долго из него выбирались.



Приятное зрелище! Весь флот позади, за исключением "Ностальгии", которая ушла в сторону метров на 300. Ход у нас в такой ветер примерно одинаковый. "Настя", как ее часто называют, крупнее и теоретически быстроходнее. Если ветер раздуется узлов до 15-20 (7-10 м/сек), "Настя" может нас обойти. Официально она для нас не соперник, мы в разных стартовых группах.
Но "Граф" гоняется со всеми! Официально там, неофициально... Всегда приятно прийти абсолютно первыми, хотя приз такой есть только в одной-единственной гонке сезона. Это будет в сентябре.

Четыре яхты справа на фото уже поняли свою ошибку, но поздно. За исключением самой крайней справа - это однотонник "Роман Ослябя". Чего Санек туда поперся? Увидел полосу более сильной ряби вдоль стенки шлюза? Толку с того, что там дует сильнее, ветер завихренный, тяга плохая.



Все-таки "Ностальгия" нас обошла в маяках. Немного, на полкорпуса. Возле рубки, спиной к нам, капитан "Ностальгии", мастер спорта Виктор Иванович Гурьянов. Внимательно смотрит настройку парусов - чего бы еще чуть-чуть поднастроить?
Нас снимают на видео - чего это там "графья" затеяли? А графья готовят сюрприз-з!



Три глотки синхронно выдохнули: "О-о, бля!"
Виктор Иваныч забыл про свои паруса и разглядывает наши. А мы сделали то, что давно собирались попробовать. Поставили на бушприт третий парус. Видите полоску тени в левом верхнем углу? Вдоль передней кромки паруса "Ностальгии". Это тень от дополнительного паруса. Мы заметно прибавили ходу и уверенно обгоняем "Настю".
Такая "конструкция" из трех парусов способна эффективно работать только в узком диапазоне курсов относительно ветра, примерно 30-40 градусов. Что мы и получили, когда вышли из маяков и легли на генеральный курс.



Виктор Иваныч: "Ну, графья, ну, выдумщики!"



"Ну их нафиг, поехали к осевой". "Ностальгия" пошла круче к ветру, что называется "набирать высоту". Мы пока погодим, идем строго по генеральному курсу на Дубовку, идем быстрее всех во флоте и по кратчайшему пути. Хотя через полчасика сделаем тот же маневр, запас "по высоте" не повредит. Дело к ночи, ветер может измениться.



Это наш кэп, Дима Бордюгов. Мучительно размышляет, идти дальше этим "трамвайным" курсом или уходить влево, к горному берегу?
Сейчас мы вдоль левого низменного берега, вверх по течению. Эти места мы называем "луговой берег" или просто "луга". Под нами, действительно, бывшие заливные луга, деревни, пашни, пастбища...
Впереди, возле Дубовки, нас ждет аномальная штилевая зона. Ее нужно обходить вдоль берега. Вот только вдоль какого? Вдоль горного берега ночной бриз более устойчив, но встречное течение сильнее. "По лугам" иногда можно так удачно проскочить, что аутсайдеры, бывает, уделывают заведомых фаворитов. Но это ненадежная ставка.
А "Мираж", очевидно, пошел ва-банк. В луга. В этом есть свой резон. Ребята знают, что на острых курсах им за "Ностальгией" не угнаться. Ближе к ночи въедем в штилевую зону. Если штиль будет по всей ширине водохранилища "горные" яхты начнет потихоньку сносить течением, оно небольшое, но есть. Полкилометра в час. А "луговые" будут стоять на месте.



Ветер немного отходит к западу, мы увеличиваем ход, и кэп принимает окончательное решение. Идем пока этим курсом, но не дальше пятого буя. Потом приводимся, убираем ричер (это тот самый третий парус) и топаем к горному бережку. Туда ушли все наши соперники, попытаемся их контролировать.
Матрос Серега сидит на носовом релинге второй час. Ричер видно только с этого места. Сережка непрерывно с ним работает, выжимая максимум тяги. Дело в том, что ветер всегда немножко "гуляет" по скорости и направлению. На таком курсе в гонке необходимо постоянно регулировать угол атаки паруса. То же самое я делаю со стакселем, в данный момент вторым с носа парусом. Олег работает с гротом, а кэп рулит и думает тактику. :)



Леша не яхтсмен, но всегда желанный гость на борту "Графа":
"Эх, хорошо-то как!.. Красотища. Кстати, прошли четвертый буй, а мы ни за маяки, ни за первый буй не поднимали?.."



Кэп:
"А что, это мысль! Трюмный! Экипажу по пятдесят капель и по бутерброду. Серега на руль. Толя - ричер майна! И приводимся."
Это означает убрать ричер, после чего довернуть круче к ветру, то есть пойти под более острым углом к нему.
"Трюмный" - это Леша. Трюмный матрос типа.
Пока в рубке происходит долгожданный процесс (все после работы, голодные), мы с Олегом быстренько майнаем ричер и убираем бушприт в походное положение. Похоже, до завтра он не понадобится.

Идем курсом гоночный бейдевинд. Он же острый. Шкота выбраны втугую и поставлены в стопор. Теперь с парусами работать не надо, небольшие "гуляния" ветра отруливает рулевой, простите за тавтологию. Остальной экипаж работает "интеллектуальным балластом", то есть располагается таким образом, чтобы яхта имела оптимальный крен и дифферент. Если кому-то нужно переместиться, на камбуз, например, чайку поставить, или на корму, освободить место для чая, то другой перемещается так, чтобы скомпенсировать изменение дифферента и крена. В слабый ветер это обязательно, если хочешь выиграть.

Снимать больше нельзя - вспышки блица слепят рулевого.
Помнится, мы удачно прошли Дубовку одним галсом под самым берегом, потом ветер зашел в лоб и началась лавировка. Пришлось лавироваться в узкой полосе, в паре сотен метров от берега ветер скисал.

Позади видны силуэты двух-трех яхт, но кто это, даже в 40-кратный бинокль не разобрать. Только один раз опознали "Ном". Единственный тримаран в гонке, как не опознать.
"Ном" бодренько прошлепал метрах в ста за кормой и упилил куда-то в моря. Наверное, углядел полоску ряби. Мы не стали дергаться.

Под утро оба гостя и Сережка ушли в каюту работать бессмысленным баластом. :) Серега с ночной смены, и днем не спал - у него годовалый сынишка, да и по дому работы много - что делать, надо, чтоб жена на гонку отпустила... Ну, а с гостей чего взять? Пусть спят.

На вахте остались втроем. Кэп на руле, я на шкотах, Олег на бакштагах. Что это такое, объяснять здесь, наверное, не стоит. Скажем так, это два симметричных комплекта веревок. Крутим поворот за поворотом в узкой полосе ветра вдоль бережка.

Поворот на паруснике это не просто изменение курса. Можно вырулить градусов этак на 120, не совершая при этом поворота. :)
Поворот на яхте - это когда проходишь линию ветра носом или кормой. То есть, маневр, связанный с переносом парусов на другой борт. Мы крутили повороты "оверштаг" - это когда линию ветра пересекаешь носом (лавировка против ветра). Со стороны поворот на гоночном четвертьтоннике выглядит так.

Рулевой плавно перекладывает руль, заставляя яхту разворачиваться носом к ветру. Матросы внимательно наблюдают каждый за своим парусом. В нужный момент натянутые втугую шкот и бакштаг сбрасываются со стопоров, а симметрично противоположные шкот и бакштаг выбираются с предельной скоростью, вплоть до рабочего положения. 6-7 метров веревки. Потом шкот набивается (натягивается) втугую с помощью лебедки, а бакштаг - посредством тали.
Рулевой ускоряет или придерживает разворот лодки так, чтобы шкотовый матрос успевал перенести передний парус на другой борт и выбрать шкот как следует.
На все про все 4-5 секунд. Если работать слишком медленно, в слабый ветер потеряешь скорость, а в шторм можно порвать парус или сломать мачту.

Так и крутили повороты, каждые две-три минуты. Умотались, конечно, к рассвету. Только "вахтенный чай" и выручал.
Это такой способ заварки. Заварка засыпается прямо в закипевший чайник, и тут же следом вливается 50-70 грамм водки. Спирт, конечно, быстро улетучивается, но успевает вытянуть из заварки максимум алкалоидов - кофеин, теин и т.п. Дубильных же веществ в настой переходит не более, чем обычно. Чай получается не то, чтобы крепкий, как деготь, но бодрит и снимает сон замечательно.

Ветерок под утро разгулялся, стал посвистывать в снастях, мачта "запела". В мачте есть несколько отверстий, через которые пропущены различнейшие веревочки. Вот ими она и поет. Эффект такой же, как если дуть в горлышко бутылки. Топаем. До финиша километра два, остается обогнуть высокий бугор, а за ним Горно-Водяная балка.
Оба-на! А это кто в сумерках нарисовался? "Фаворит"! Ты смотри, почти догнал. Расходимся пересекающимися курсами, мы "в моря", он в берег, метрах в двадцати за кормой.
- Так, мужики. Толя, Олежка, собрались. Нам нужны идеальные повороты, - командует кэп. - Кому поссать надо - бегом, через пару минут крутимся к берегу.
В такой ветер "Фаворит" шпарит не хуже "Графа", это по штилям он несколько уступает в скорости. Теперь все зависит от четкой и слаженной работы экипажа.
- К повороту... - это предварительная команда. Я сдергиваю шкот со стопора и удерживаю его руками в натянутом состоянии. Олег берет две своих веревочки нужным захватом, с полупетлей нужной длины...
- Поворот!
Весело звенит храповиком польская лебедка. Люблю я этот звук... со стороны слушать. :)
Ох, завтра будут рученьки болеть...
Хопа! Выбили втугую, перепрыгнули на наветренный борт, откренивать. Разбираем и укладывем концы снастей, чтобы на следующем повороте не запутались.

Йоханый бабай! Расходимся с "Фаворитом" метрах в пяти. Кэп начинает материться. Но, вопреки обыкновению, яхта не начинает идти быстрее. Хотя должна - проверено сотни раз. Эффект такой акустический.
На следующем галсе "Фаворит" выходит прямо нам в борт. Мы вынуждены увалиться (отвернуть нос от ветра) и пройти за его кормой - у него правый галс, право дороги. Кэп изрыгает проклятия. С берега обрушивается небольшой ком глины с полтонны весом.
До финиша два или четыре поворота. Смотря как долго идти одним галсом. Куда задевали фонарь?!!

На звуки капитанских матюков из каюты вылезает заспанный Серега с запасным фонарем в руках и молча свешивается за борт. Вылезает в кокпит.
- Есть...
Это значит, мы подцепили траву на киль. Вот откуда потеря скорости. Усталость от многочасовой рулежки взяла свое, иначе кэп сам бы почувствовал легкую вибрацию на румпеле от завихрений потока воды.
- Помощь нужна? - показался из люка Леша.
- Дай отпорник.
Отпорный крюк - это дивайс, похожий на багор, только не острый, а с шариками на наконечнике и крючке. Серега свешивается так, что видны только жопа и ноги, за которые мы с Олегом его и держим.
На скорости в четыре узла спихнуть траву отпорником очень трудно, его водит из стороны в сторону и вырывает из рук. Серега возится минуту, или меньше, черт его знает, нам кажется, что десять.
Кэп обеспечивает акустическую поддержку процесса.
Наконец, Серега сдавленно выдыхает:
- Есть!
На этот раз "есть" означает, что травы нет. Выволакиваем Серегу на палубу...
- Поворо-о-от!!!
Пошла, родная!

Проиграли на финише метров пять - меньше корпуса. В балке стоят три яхты, четвертый "Фаворит", мы пришли пятыми из двадцати. Неофициальный общий зачет.
Кэп вяло поздравил Леху с победой. Леха только руками развел:
- Да я видел... бывает. Мы тоже зацепили, в штиляке под Дубовкой.
Отдохнувшая подвахта трогательно ухаживает за нами. Им почему-то неудобно и немного стыдно. Подносят нам по стопке, огурчики-помидорчики, пивка кто желает? Щас, по-быстрому вермишель запарим, с тушенкой, а? Мы вяло отмахиваемся от горячего. Давай-ка еще по пятдесят, и в люлю.
Кэп традиционно приносит извинения за ругань, мы традиционно убеждаем, что вовсе не обиделись. Никто, и впрямь, не обижается. Но послефинишный ритуал столь же необходим, сколь и сотрясение берегов в процессе гонки.

Я делаю вялую попытку уложить грот на гик. Рейс не закончен, пока паруса и такелаж валяются, как попало. Меня прогоняют. Опрокидываем еще по "пиисят" и наконец-то отмякаем.
- Все это хня, - говорит капитан. - Второе место тоже неплохо. Впереди еще две гонки - отыграемся.

И отыгрались! Следующую выиграли с большим отрывом, объехали семь яхт из "старших" классов (бОльших по длине). Пришли вплотную за "Андреем Рублевым", вторыми из всей толпы, после чего ветер кончился. Последние яхты пришли почти к закату. "Фаворит" занял второе место в нашей группе - стало быть, по очкам сравнялись, и воскресная гонка решает все.



А в воскресенье у Цыфрыча день варенья! Разве могли мы проиграть? :super:
После старта я выпросил у кэпа руль, так и рулил почти всю дорогу. Погода выдалась отличная. Весь день дуло умеренно, не переставая, пару раз даже прикладывало не по-децки. Ветер прямо в бочину, галфвинд по-нашему.
Весь боезапас выдули в субботу вечером. Так что тосты за здоровье новорожденного поднимали чистой водой. :)
ЗЫ: это не синяки на набитой морде, это тень от кормового вымпела. Я за ним от солнышка прятался. :gigi:


Зеленый парус позади - это "Фаворит". Леха видя такое дело, решил сыграть в тактику и ломанулся в луга. Зря он это затеял, туда "Ном" уже сходил, ничего хорошего не нашел...



...и вернулся. "Ному" было скучно. Он гонялся сам с собой в отдельной зачетной группе. Единственный многокорпусник в регате. Не пропадать же призам? Спонсоры все привезли еще в пятницу. :)
"Ном" приехал к нам из лугов...



...объехал и уехал. Тримаран - король галфвинда, хрен за ним угонишься в такой ветер. На лавировке после старта он от нас отстал, потом сходил в луга, а потом задул хороший галфвинд - и до свидания.
Яхта впереди на фоне берега, над локтем кэпа - "Андрей Рублев". Непосвященным кажется, что он обошел нас на целый километр. На самом деле по дистанции он выигрывал у нас метров двадцать. Мы с ним разошлись минут пятнадцать тому назад пересекающимися курсами.
На финише он выиграл побольше, метров триста, потому что мы двинулись в луга наперерез "Фавориту". Соперника нельзя оставлять без присмотра. Ветер явление капризное. Все может быть. Под правым берегом может внезапно прокиснуть, а в лугах перед аванпортом раздуться. Бывало такое, и не раз.

Аномальная штилевая зона у Дубовки повела себя аномально. Из балки свистело так, что меня кинуло в брочинг.
Это неприятное явление характерно для попутных ветров. В аэрогидродинамику процесса вдаваться не буду, а внешне выглядит так. Яхту внезапно разворачивает боком к ветру, очень сильно кренит и ты практически останавливается. Руля "не хватает", то есть ты пытаешься вырулить на курс, но только гребешь рулем воду без видимого эффекта.
Но мы-то шли в галфвинд! Я было расстроился и даже извиняться перед кэпом начал, мол прозевал порыв. Хотя порыв, конечно, видел и приготовился.
Кэп ругаться не стал, он сам сначала ни фига не понял. Потом ситуация прояснилась. Мы первыми прошли мимо балки, за нами еще несколько яхт. Все они, как миленькие, поймали брочинг одна за одной. Все рулевые видели, что происходит впереди... и ни один не справился. Очевидно, это был вихревой порыв, закручивающий яхты, как шофер баранку. Редкое явление.



Последний привет от Дубовской балки. Тут я был настороже и вовремя отрулил аналогичный порыв. Правда, не такой крученый, как первый. А рулевой "Фреи" (слева) прозевал. Через секунду их положит парусами на воду.
Справа "Вояж". Они только что поставили спинакер (передний пузатый парус для попутного ветра), а стаксель убрать не успели. То ли порыв не видели, то ли застряло что-то. Через несколько секунд "Вояж" отловит изюмительный брочинг, его развернет почти на 180.
Яхта посередине - "Призрак". Однотипный с "Вояжом" ЛЭС-32. Этот просек ситуацию и сумел отыграть порыв.
Вся эта троица из одной зачетной группы, полутонники, и "рубились" под спинакерами до самого финиша. Ну и дорубились, "Настя" и "Мираж" их обошли. Правда, рубилово под спинчами занятие чрезвычайно адреналинистое. Фиг с ним, с местом на пьедестале. :)



Цыфрыч рулит. :)



Кэп интеллигентно откренивает.



В тенечке от победных парусов.
_________________
Ку

Последний раз редактировалось: 027 (15:50 20-04-2010), всего редактировалось 1 раз
14:35 05-12-2006   

Олег Викторович
*******

Откуда:
Москва (Сахалин)
Сообщений:
1201
Регистрация:
11.09.2004

Када-то бывали и мы рысаками... :gigi:
Рулевой 2-го класса... Када-то давно.. :)
Толя, молодца... :gigi:
Покатаешь? :gigi:
14:43 05-12-2006   

027
Админ запаса

Откуда:
Волгоград
Сообщений:
3612
Регистрация:
30.03.2004

На горбу разве что... Диман "Графа" продает. :sad:
_________________
Ку
16:33 05-12-2006   

alex_iork
*******

Откуда:
г. Волгоград
Сообщений:
4808
Регистрация:
09.07.2004

027 :
На горбу разве что... Диман "Графа" продает.

А что брать будет :)
07:58 06-12-2006   

Олег Викторович
*******

Откуда:
Москва (Сахалин)
Сообщений:
1201
Регистрация:
11.09.2004

Да, 027, ты в открытом был?
_________________
Дураков учить, что мертвых лечить.
11:31 06-12-2006   

027
Админ запаса

Откуда:
Волгоград
Сообщений:
3612
Регистрация:
30.03.2004

alex_iork :
А что брать будет

Он затеял яхтенную верфь на паях.
Олег Викторович :
Да, 027, ты в открытом был?

Не довелось, если не считать короткого каботажного перехода от устья Днепра до Одессы.
_________________
Ку
19:18 07-12-2006   

Олег Викторович
*******

Откуда:
Москва (Сахалин)
Сообщений:
1201
Регистрация:
11.09.2004

027 :
Не довелось, если не считать короткого каботажного перехода от устья Днепра до Одессы.

Как бы сказать-то шоб не обидно?
В общем - сочувствую Толь. Там совсем другой цимус. :gigi:
Олег Викторович :
Он затеял яхтенную верфь на паях.

Ух-тыж на!!! Круто! Упехов ему и удачи. Хорошее дело.
Я вот тоже чертежи собираю пакамест - на пензии (если доживу) стругать буду. :gigi:
19:38 07-12-2006   

027
Админ запаса

Откуда:
Волгоград
Сообщений:
3612
Регистрация:
30.03.2004

Олег Викторович :
В общем - сочувствую Толь. Там совсем другой цимус.

Я в курсе. Цимусы, они разные бывают. На водохранилище в шторм волна 1,5-2 метра с периодом 10.
_________________
Ку
20:13 07-12-2006   

Олег Викторович
*******

Откуда:
Москва (Сахалин)
Сообщений:
1201
Регистрация:
11.09.2004

027 :
На водохранилище в шторм волна 1,5-2 метра с периодом 10

не только в волне дело
ну ты в курсе :gigi:
20:16 07-12-2006   

Список разделов -> Оффтопик: «Ностальгия по парусу»
Предыдущая тема | Следующая тема


   
  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group